Очевидные советы №4. Прокрастинация

У меня бывает так, что я не могу приступить к переводу. Особенно если проект большой, а срок сдачи где-то далеко-далеко в будущем (скажем, месяца через два). И вместо того, чтобы распределить работу равномерно, я сдвигаю всё ближе к концу. Прямо как на картинке ниже или во фразе «Сделаю за час в течение недели».

Я думала над тем, почему так происходит, и пришла к выводу, что а) задача кажется слишком большой (непонятно, с какой стороны подступиться); б) хочется сделать всё идеально (а если неидеально, то незачем и начинать). Помня о том, сколько нервов отнимает такой непродуктивный подход, я выработала следующую стратегию.

Разбить задачу на подзадачи, а подзадачи на ещё более мелкие действия.

Разберём на примере. Мне на перевод пришла научно-популярная книга по истории психотерапии. Что, по-хорошему, нужно сделать ещё до перевода?

Во-первых, прочитать её целиком, чтобы знать, о чём речь и провести предпереводческий анализ. Подзадачи: прочитать (введение, глава 1, глава 2 и т. д.), провести анализ (автор, цель текста, аудитория, содержание текста, его структура, пресуппозиция, стиль, жанр, тон и т. д.).

Во-вторых, распознать .pdf файл, чтобы загрузить его в Memsource. О том, почему я перевожу книги в «кошках» можно прочитать в статье «Чистосердечное признание». Подзадачи: сделать черновое распознавание, оформить документ, создать проект в Memsource, скачать .mxliff на компьютер.

В-третьих, подобрать материалы, которые помогут погрузиться в тему (статьи, книги, документальные фильмы). Причём удачнее всего делать это на обоих языках.

Если у вас на перевод лежит не книга, а статья или документ, то и действий будет поменьше. Но всё равно не стоит пропускать разбивку на понятные, конкретные, посильные задачи — такие, которые можно взять и сделать.

Составить план. Следовать ему и вовремя корректировать

Следующий шаг —  назначить промежуточные сроки для задач и составить график перевода. Важно оставлять запас времени на случай, если произойдёт что-нибудь непредвиденное. А ещё исследования показывают, что люди часто переоценивают свои возможности и ставят нереалистичные сроки. Это называется «ошибкой планирования» (я её постоянно совершаю).

Удобно оформлять план в календаре: или в гугле, или в эксель-табличке. Если распечатать красиво свёрстанный график, есть риск расстроиться от количества исправлений и переносов. Корректировать план — нормально, а корить себя за то, что опять не получается следовать намеченному да что же это такое я не создан для работы — нет.

Мне кажется, важно ещё отслеживать прогресс. Например, при помощи трекера (его можно нарисовать от руки или сделать на сайте 365done.ru). Я вписала пункт «Работа над книгой» в трекер привычек на ноябрь и чётко вижу, где начинается череда откладываний. Без трекера мне бы казалось, что я переводила совсем недавно, а это не так. С другой стороны, когда регулярно работаешь над чем-то, жаль прерывать цепочку из закрашенных кружочков.

Разрешить себе перевести неидеально и отшлифовать на этапе редактуры

Первые два совета касаются неподъёмности задачи, последний — желания сделать всё идеально. Давайте прямо: редко бывает такое, что на вас находит вдохновение, и русский текст льётся рекой, только успевай печатать. А работать при этом надо почти каждый день.

Избавиться от приступа перфекционизма помогает такая мантра: «Я разрешаю себе перевести неидеально. Средненький перевод лучше, чем никакой. Я отредактирую его на следующем этапе». А если уж совсем никак не хочется начинать, то такая: «Я поработаю всего 15 минут, не отвлекаясь ни на что, а дальше посмотрим». После этого блокируете все отвлекающие сайты расширением (Forest ), откладываете телефон за ноутбук или на полку в другом конце комнаты, включаете таймер (я пользуюсь Toggl) и садитесь за работу. Обычное самое сложное — начать, а потом процесс затягивает.

Получается, рецепт от прокрастинации выглядит так:
1. Знать, что делать.
2. Знать, когда делать.
3. Знать, что можно делать неидеально.

Важное примечание: описанное — верхушка айсберга. Под водой остаются следующие вопросы:

  1. Зачем я это делаю?
  2. Нравится ли мне то, чем я занимаюсь?
  3. Развивает ли это меня?
  4. Считаю ли я достойной ту оплату, которую получаю?
  5. Достаточно ли я отдыхаю?

И многие другие. Если у вас есть свой рецепт борьбы с прокрастинацией, я с удовольствием его прочитаю.

Поделиться
Отправить
Запинить